"Труды" КФ ТИГ ДВО РАН. Выпуск IV.



О проблемах рационального использования рыбных ресурсов и развития промыслового флота

Л.В.Егина

     

За годы реформ Россия переместилась по добыче рыбы и морепродуктов со второго на седьмое место в мире, а национальная судостроительная промышленность (для целей рыбодобычи) – с шестого на двадцатое место. За период с 1992 по 2000 гг. вылов рыбы и морепродуктов сократился почти вдвое, а потребление населением страны рыбопродуктов снизилось до 9 кг на душу населения (для сравнения – в Республике Корея оно доходит до 60 кг).

Надо сказать, что в мировом пищевом балансе наблюдается тенденция увеличения потребления рыбопродукции, как содержащей легко усвояемые животные белки, поэтому усиливается конкуренция за морские биоресурсы во всех районах Мирового океана.

Придавая важное значение обеспечению собственного населения рыбной продукцией, большинство развитых в рыболовном отношении государств, имеет отработанную в этой области законодательную систему и принятую на уровне правительства национальную политику в области рыболовства. В этом отношении Россия отстает от общемировых процессов, что негативно отражается не только на результатах хозяйственной деятельности рыбной отрасли, но и на авторитете России, как рыболовной державы.

Общеизвестно, что основой производственного потенциала рыбной отрасли является флот. Выпуская сравнительно ограниченный ассортимент рыботоваров (мороженная разделанная и неразделанная рыба, филе, соленая, икра, морепродукты, мука, жир и т.д.) флот, тем не менее, производит 70 % общих объемов рыбопродукции отрасли, которые в отраслевом экспорте занимают около 90%. Низкая степень переработки уловов связана с физическим и моральным старением судов, большинство которых построены при других приоритетах экономики и в иных условиях промысловой работы. И в ближайшие несколько лет задачи освоения объектов вылова и повышение конкурентоспособности продукции будут решаться в основном, за счет более полного использования судами эксплуатационного времени и максимальной экономии издержек.

В новых экономических условиях, рыбная отрасль должна обеспечивать рациональность изъятия и эффективность использования сырьевых ресурсов с учетом общемировых тенденций по развитию промыслового флота. Так, эксперты ФАО по рыболовству работают над проектом международного соглашения об ограничении наращивания мощностей добывающего флота, чтобы остановить дальнейшее падение мировых рыбных запасов. По данным Независимой Всемирной Комиссии по проблемам Океана (НВМКПО) при ООН, в результате переэксплуатации морской фауны, 70% резерва мировых рыбных запасов на исходе (Ньютон, Фитцпатрик, 1998).

В свете современных тенденций развития отечественной экономики, стали очевидными основные проблемы состояния и развития флота рыбной промышленности. Это: физический износ, моральное старение и неэффективная типовая структура рыбодобывающих, обрабатывающих и транспортных судов. Износ основных фондов флота в последние годы растет непрерывно и составляет более 60%. В отрасли эксплуатируются суда, выработавшие установленные нормативные сроки. Так, в 1999 г. в рыбной отрасли России насчитывалось до 400 единиц промыслового флота, из которых 367 крупнотоннажных и 1494 среднетоннажных судов. Списание флота за период с 1990 по 1998 гг. составило 35% от общего количества судов, а пополнение: по крупным судам – 13%, средним – 64 %, малым – 23%. Из приобретенных различными судовладельцами 1243 судов только 578 единиц (46,5 %) составляет новый флот. В целом по отрасли среди добывающих судов за пределами нормативных сроков службы находится 31% крупных и больших, около 45% средних и более 75% малых и маломерных судов (Жуков и др., 1999).

На Камчатке по данным Департамента по рыболовству областной администрации, в 1999 г. добывающий флот насчитывал 183 крупно- и среднетоннажных судов, и 122 маломерных. За годы реформ было списано 130 единиц устаревшего и неэффективного флота, а пополнение составило 80 единиц. Но из приобретенных лишь незначительное количество составили суда новой, преимущественно иностранной постройки. Остальной флот старой постройки перекуплен у фирм Приморья, Сахалина, стран СНГ и дальнего зарубежья.

С учетом нынешнего состояния рыбопромыслового флота России, его дальнейшее развитие будет определяться, прежде всего, освобождением от старых, неэффективных судов, постепенным уменьшением доли судов, задерживаемых со списанием, модернизацией и переоборудованием отдельных типов эксплуатируемых судов, а главное – заменой судами нового поколения. Такие направления будут соответствовать современным тенденциям в развитии Мирового рыболовства, позволят повысить экологичность процесса добычи и обработки объектов промысла, уменьшить удельный расход энергетических, материальных и трудовых ресурсов.

Основная задача отечественного рыболовства – это полное и рациональное освоение биоресурсов в водах исключительной экономической зоны (ИЭЗ) Российской Федерации, в открытом Океане, в конвенционных районах и ИЭЗ иностранных государств. А это возможно только при условии пополнения флота новыми, высокоэффективными судами. В прямой зависимости от численности добывающих, обрабатывающих и приемно-транспортных судов находится вспомогательный и технический флот, которого сейчас на 20 % меньше необходимого. Замена старого флота на суда нового поколения – сложная задача. Ее сложность определяется большим количеством мелких судовладельцев с частной и акционерной формой собственности, а также с отсутствием у них достаточных финансовых средств. Это приводит к хаотической закупке устаревших, но относительно дешевых судов. В настоящее время распределение квот на вылов рыбы и морепродуктов осуществляется исходя из наличия флота у многочисленных судовладельцев, зачастую владеющих одним – двумя судами. Даже при проведении аукционной продажи квот на отдельные виды водных биоресурсов, для участия в аукционе требуются лишь документы, подтверждающие государственную регистрацию и имущественные права заявителя на рыбопромысловые суда (Постановление Правительства. РФ № 1010 от 27.12.2000). Все это приводит к дроблению квот, неконтролируемому перелову биоресурсов, снижению промысловых возможностей района. Стихийное пополнение добывающих судов в угоду сиюминутной выгоде их владельцев вносит значительный дисбаланс в эксплуатацию сырьевой базы.

Направления необходимого изменения типового и количественного состава добывающего флота. определяют стоящие перед рыбной отраслью задачи и прогнозируемое отраслевой наукой состояние сырьевой базы в традиционных и перспективных районах промысла.

В 1999 году Госкомрыболовством была разработана «Концепция развития промыслового флота России на период до 2015 года», исходя из возможного среднегодового изъятия биоресурсов с учетом их видового состава в общем объеме порядка 9,0 млн. тонн, в том числе в исключительной экономической зоне России – 5,5 млн. тонн, остальное – в зонах иностранных государств и открытой части Мирового океана. Изъятие прогнозируемых сырьевых ресурсов предполагается за счет проектирования и строительства к 2015 году 1120 судов, в том числе около 330 крупных и больших добывающих судов, 540 средних и 260 малых. Ориентировочный объем капитальных вложений оценивается в 20 млрд. долларов США, при этом средства государственной поддержки ограничены размером 11-16 процентов, а собственные средства предприятий достигают 50-58% (Концепция…, 1999).

Но высокая капиталоемкость добывающей рыбной отрасли, большая длительность инвестиционных циклов, в сочетании с высокой степенью износа производственных фондов и негативными сдвигами в сырьевой базе, затрудняют наращивание добычи сырья и соответственно – производства продукции с высокой степенью обработки. А происходящее в последние годы выравнивание цен внутреннего рынка с мировыми оказывает отрицательное влияние на структуру себестоимости производства в результате роста материальных затрат. Усугубляющим фактором является также ухудшение конъюнктуры рынков, резкие колебания экспортных цен.

Особенно напряжена ситуация с использованием сырьевой базы и состоянием промыслового флота в Дальневосточном бассейне. Как известно, вследствие принятия нового правового режима Мирового океана, отечественное океаническое рыболовство значительно сместилось преимущественно в собственную исключительную экономическую зону, доля уловов в которой достигла 71% против 57% в 1990 г.

Рыболовство сконцентрировалось в основном на Дальнем Востоке - в прибрежных водах и отечественной экономической зоне. Доля уловов здесь составляет более 60% общего вылова по России. Дальневосточная морская экономическая зона является достаточно богатым рыбопромысловым районом. Биологический потенциал этих вод характеризуется разнообразием видового состава рыб, ракообразных, моллюсков, водорослей – около 300 промысловых видов. Основную же массу вылова дает минтай, треска и камбалы, запасы которых находятся в критическом состоянии. Ценную часть рыбного сырья представляют лососи, крабы. Недоиспользуются такие объекты промысла, как терпуг, сельдь, кальмары, бычки, мойва. При этом, следует отметить, что наиболее продуктивным промысловым районом территориальных вод и исключительной экономической зоны России является акватория, примыкающая к камчатскому полуострову. Вместе с тем, региональные (камчатские) квоты снизились с 860 тыс. тонн в 1994 г. до 711 тыс. тонн. в 1998 г.

Усиливающийся пресс промысла на сырьевые ресурсы, и происходящее здесь снижение запасов массовых объектов лова под влиянием естественных факторов, привел к падению общих допустимых уловов, особенно по минтаю, занимающему свыше 70% в лимитах вылова (с 3,5 млн. тонн в 1991 г. до 1,7 млн. тонн в 2001 г.).

Ухудшение общих условий по вылову минтая связано не только с ростом конкуренции краев и областей, а также со стороны иностранных компаний, но и определенным перераспределением квот в пользу крупного добывающего флота. Хотя за годы реформ количество добывающих судов значительно сократилось, однако их общее число превышает возможности оскудевшей традиционной сырьевой базы. В целом по Дальневосточному бассейну численность добывающих судов достигает 2000 ед. из них половина - крупно- и среднетоннажных.

Реальная возможность увеличения сырьевого потенциала – это возвращение крупного флота на промысел в зоны открытого моря и экономзоны зарубежных стран с определенной господдержкой дальнего промысла.

Таким образом, другими важными проблемами рационального использования рыбных ресурсов и развития промыслового флота как в целом по стране, так и в региональном разрезе являются:

-           ухудшение сырьевой базы, особенно в Дальневосточном бассейне по причинам объективного (природные циклы продуктивности) и субъективного (переловы, браконьерство) характера;

-           нарастание конкуренции в использовании морских биологических ресурсов;

-           высокая затратность производства.

В Концепции Госкомрыболовства сформулированы основные направления и инструменты влияния государства на процессы использования сырьевой базы отрасли и формирования состава промыслового флота. В частности, только наличие у судовладельца технически совершенного судна может являться основанием для выдачи лицензий на право занятия промышленным рыболовством. Такой подход позволит отсеять тех, кто, купив морально и физически устаревшее судно, претендует на получение лицензии, а затем и квот на ценные объекты промысла. С 2001 г. выдача разрешений на вылов отдельных видов биологических ресурсов будет производиться в соответствии с выделенными пользователям квотами и ежегодно утверждаемыми расчетными объемами вылова на промысловые сутки по типам судов и орудиям лова.  Кроме того, при распределении квот на отдельные объекты лова предполагается учитывать размер получаемой судовладельцем прибыли с каждой выловленной и обработанной его судами тонны сырья.

Таким образом, квотирование будет вестись под конкретные суда с их технико-экономическими возможностями работы на данном объекте лова, что будет стимулировать судовладельцев к модернизации имеющихся судов или замене их на более совершенные и экономически эффективные. Этот принцип соответствует практике квотирования в странах с развитым промышленным рыболовством. Использование указанных механизмов должно обеспечить сбалансированное развитие каждой отдельной группы (по типам) добывающих судов, качественное обновление флота.

С целью практической реализации тех положений «Концепции», которые касаются развития промыслового флота, отраслевым научно-исследовательским институтом «Гипрорыбфлот» в 2000 г. разработан проект «Программа строительства добывающих судов для освоения традиционных районов промысла на период до 2005 года». Проект учитывает предложения двух десятков отечественных судостроительных предприятий и проектных организаций, а также заявки судовладельцев отрасли. В Программе учтена приоритетность и необходимость строительства  судов для недоиспользуемых объектов сырьевой базы.

Главной задачей Программы является обеспечение научно-обоснованной технической политики в области строительства рыбопромысловых судов, направленной на устойчивую эксплуатацию морских биологических ресурсов и обеспечение продовольственной безопасности страны.

Для решения этих вопросов необходимо создать специальные региональные фонды и отраслевую систему лизинговых компаний. Причем к лизинговым операциям подключать не только иностранные, но и отечественные судостроительные заводы. Необходимо разработать целевые программы развития региональных рыбохозяйственных комплексов. С целью консолидации средств для развития флота, на базе крупных акционерных компаний создать холдинговые объединения. Особое место в этих программах должна занять поддержка малого предпринимательства с использованием частного капитала, в первую очередь для развития прибрежного рыболовства. Но в любом случае, для полной реализации Программы необходима существенная государственная поддержка по следующим направлениям:

-  создание действенной системы кредитования отечественного промыслового судостроения, с активной реализацией закона о лизинге;

-  освобождение от таможенных пошлин, тарифов и НДС импортируемого судового комплектующего оборудования и материалов, отсутствующих на отечественном рынке;

-  освобождение доходов судовладельцев в процессе эксплуатации судов, построенных под российскую регистрацию, на отечественных верфях и с использованием не менее чем 40-50% стоимости судна, отечественных материалов и оборудования, от всех видов налогов на период возврата кредита.

Учитывая переход на платную и аукционную систему распределения наиболее ценной части водных биологических ресурсов, объемы прямой государственной поддержки на развитие рыбной отрасли должны быть значительно увеличены (не менее 40% от общих капитальных вложений на обновление рыбопромыслового флота России).

ЛИТЕРАТУРА

Жуков В.А., Башкатов А.П., Маркусова Н.И. и др. Роль рыбной отрасли в обеспечении продовольственной безопасности России и формировании доходной части федерального бюджета. (Аналитическая записка) // Счетная палата РФ. М. 1999. 74 с.

Концепция развития рыбопромыслового флота России. Госкомрыболовство РФ. М. 1999. С.6-7.

Ньютон К., Фитцпатрик Д. Оценка мирового рыболовного флота // Рыбн. хоз-во. 1998. №3. С.32.

Постановление Правительства РФ № 1010, 27.12.2000 Порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов. Вестник Администрации Камчатской области // Официальные ведомости. 2001. №2.