"Труды" КФ ТИГ ДВО РАН. Выпуск V.



О подготовке Камчатской версии "Хартии Земли"

Р.С. Моисеев

     

В конце XX века многие общественные организации мира при поддержке некоторых государств вели интенсивную подготовку документа, который мог бы быть принят на «Ассамблее ООН Рио +10 в 2002 году», как «Хартия Земли» (Варианты Хартии Земли…, 1997). Идеология подготовки такого документа восходила к инициативе Брундтланской комиссии (1987 г.) по созданию Декларации (Хартии) с целью «консолидации и расширения необходимой юридической базы, обеспечивающей переход государств к политике устойчивого развития» (Коптюг и др., 1997; Программа действий…, 1993; Конвенция об охране…, 1972; Конвенция о сохранении…, 1992). В 1995 г., при поддержке правительства Голландии, около 60 представителей различных групп, участвующих в разработке вариантов проекта разлных разделов такого документа, провели в Гааге встречу, где договорились о взаимных консультациях и координации деятельности по подготовке проекта Хартии. В 1997 году была создана Комиссия Хартии Земли, в которую вошли 23 «выдающихся деятеля со всех континентов». На форуме «Рио +5 в марте 1997 г.» эта Комиссия представила предварительный проект Хартии, и руководство Совета Земли начало проводить консультации и исследования в 25 странах для подготовки окончательного проекта. В Российской Федерации эту работу координировали Государственный Комитет РФ по охране окружающей среды и Фонд «За выживание и развитие человечества» (Хартия Земли, 1997; Декларация Земли…, 2000).

При подготовке этого международной, общечеловеческой значимости документа, возникла идея создать специальные, региональные «версии, адаптированные к уникальным условиям» отдельных районов Земного шара. В России таким регионом была выбрана Камчатка. Вторым полигоном для эксперимента выбрали один из континентальных штатов Бразилии.

В 1998 г., по инициативе и при поддержке губернатора Камчатской области Бирюкова В.А. и под руководством Председателя Камчатского областного Комитета по охране окружающей среды Санталова В.А., была проведена работа по подготовке Камчатской региональной версии такого документа.

Эта работа была внезапно прервана, её предварительные результаты оказались не обсуждёнными. Сейчас, по прошествии 4-5 лет, очевидно, что прекращение такого рода работ произошло не только на Камчатке. В России, как и во всём мире (во всяком случая, во многих «развитых» странах мира) начался заметный спад в начавшемся было и формализованном в 1992 г. движении к «устойчивому развитию» (Концепция перехода…, 2002; Научная основа…, 2002). В России этот откат наиболее наглядно проявился в ликвидации, сначала общей компетенции, а затем и специального функционального государственного органа по охране окружающей среды. На общечеловеческом уровне это проявилось в заметном шаге назад, который, вопреки ожиданиям многих, зафиксирован в документах Конференции ООН 2002 года (Йоханнесбург).

Наверное, такой откат обусловлен многими объективными и субъективными причинами, анализ которых составляет отдельный предмет исследования. Очевидно, что за этим спадом последует новый всплеск движения к «устойчивому развитию», к «экологизации» мышления, к экономической и социальной справедливости, к рационализации природопользования. При этом взлёте, на новых стадиях развития, новым поколениям может быть интересен и полезен накопленный ранее опыт. Ниже публикуются в неизменённом виде проекты документов, подготовленных в 1998 году в рамках работ по составлению «Хартии Камчатки», и основанных на разработках, выполнявшихся в Камчатском институте экологии и природопользования (в настоящее время – Камчатский филиал Тихоокеанского института географии) ДВО РАН.

КОНЦЕПЦИЯ

регионального Камчатского документа (условно: «Хартия Камчатки») в поддержку и развитие документа глобального значения, предварительно называемого «Хартия Земли», или «Декларация Земли», или иначе, и намечаемого к принятию на конференции ООН в 2000-2001 гг.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Проблема, на решение которой должен быть ориентирован Региональный Камчатский Документ (в дальнейшем - Документ), состоит в том, что антропогенные и техногенные воздействия Общества на Природу грозят быстрым исчерпанием невозобновимых и деградацией возобновимых природных ресурсов, а также преображением биосферы Земли а среду, непригодную для обитания человека.

Человечество вошло в период развития, когда должны быть изменены не только политика и стратегия природопользования, как сферы взаимосвязей Общества с Природой, отношений Общества к Природе. Должны быть изменены основные принципы построения этих отношений, и в первую очередь этические и моральные императивы, мировоззрение, лежащие в основе этих принципов и ориентирующие поведение Общества.

2. На высших межгосударственных и государственных уровнях, в общественных, религиозных, научных кругах, где сформировались понимание и эмоциональное восприятие этой проблемы, разрабатываются проекты документов, ориентированных на создание идеологических, организационных, социальных, экономических, правовых механизмов новой системы взаимосвязей Общества с Природой. Эта система природопользования должна обеспечить сохранение биосферы, «живой» Земли, как среды обитания человека; рациональное, неистощительное использование природных ресурсов: устойчивое социальное и экономическое развитие всех народов Земли.

3. Природопользование, как реальная совокупность социально-экономических, технологических процессов, осуществляется, как правило, в относительно целостных региональных природообщественных системах. В связи с этим система глобального значения документов, ориентированных на решение проблемы, и состоящая из обобщающей «Хартии (Декларации) Земли» и конкретизирующих отдельные глобальные направления «Хартий» (название условное), должна быть дополнена системами документов на других уровнях, включая уровень региональный.

4. Глобальные документы определяют общечеловеческие, идеологические и мировоззренческие парадигмы новых отношений Общества с Природой, составляют методическую основу и координируют взаимоувязанность всей системы документов такого рода по вертикали и горизонтали.

Системы документов регионального уровня, сохраняя общечеловеческую ориентацию на построение отношений Общества с Природой, направлены на организацию таких отношений в региональных природообщественных системах; сохранение устойчивого их состояния; преемственную координацию развития таких отношений на локальные уровни с доведением их до каждого человека.

5. В качестве первого опыта и с целью выработки теоретических, методологических и методических подходов к составлению документов, определяющих особенности регионального природопользования в рамках глобальных процессов перехода к «устойчивому развитию» (sustainable development) разрабатывается Региональный Документ для Камчатки.

II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ

6. Документ должен в методическом отношении и по содержанию опираться на широкий спектр представлений, изложенных в проектах документов глобального и национального значения, разрабатываемых в период 1992-2000 гг. Он должен быть открыт для корректуры в увязке с документами на эту тему, утверждаемыми на уровнях ООН и Российской Федерации.

7. Теоретической и методологической основой для разработки Документа являются положения учений о развитии ноосферы, биосферы, о формировании и функционировании природообщественных (биосоциальных, биоэкономических и т.п.) систем.

В пространственном и экологическом отношении проблемы развития региона определяются с учётом границ и механизмов развития природной системы, вычленяемой из субглобальных природных систем на основе экосистемных, физико-географических, ландшафтных и других естественнонаучных подходов.

В экономическом отношении проблемы развития региона определяются на основе положений экономической географии и региональной экономики с использованием теорий формирования территориально-производственных комплексов, энергетических циклов, ресурсных циклов и т.п.

В политическом отношении проблемы развития региона определяются в соответствии с местом и ролью, которые он занимает в международных и внутрироссийских экономических и политических процессах.

В социальном отношении проблемы развития региона определяются на основе положений обществоведческих наук с учётом интересов населения Камчатки, как региональной общности и как части населения России и человечества в целом.

8. Содержание документа должно быть научно обоснованным, опираться на осмысление многотысячелетнего опыта человечества в построении отношений к Природе и регионального опыта природопользования. По характеру содержание Документа должно быть мировоззренческим, закладывающим этические основы нового природопользования и новые стереотипы социального и экономического развития. Конкретные вопросы развития технологических и социальных процессов, охраны природы и использования природных ресурсов содержатся в Приложениях к Документу и в последующих разработках.

9. Форма документа должна соответствовать в первую очередь его предназначению формирования нового мировоззрения в обществе. Документ должен быть доступен, понятен, интересен для всех слоев общества, в первую очередь активных. Он должен быть краток, легко запоминаться и быть рассчитан на долговременное эффективное воздействие на разум и эмоции людей.

10. В связи с этим Документ должен быть изложен простым языком, в свободном стиле. Не исключается возможность предусмотреть предлагаемое некоторыми религиозными организациями изложение основных идей и формулировок Документа в стихотворной форме с переложением на музыку. Учитывая огромный опыт религиозных организаций в формировании мировоззрения в массовом сознании, рассмотрение такой возможности заслуживает внимания.

11. Важное значение имеет выбор названия Документа. Оно должно точно выражать основное предназначение Документа; должно быть не двусмысленным, кратким, легко и однозначно переводимым на основные языки мира; должно быть преемственным от аналогичных документов международного и национального характера. Оно не должно также вызывать сомнения в лингвистическом, филологическом отношениях.

12. При разработке Документа важно иметь в виду его пионерный характер и необходимость его утверждения (или одобрения) на национальном и международном уровне. В связи с этим Документ по содержанию должен быть, в основном региональным. В теоретическом, методологическом и методическом отношении он должен соответствовать мировому уровню. По форме - укладываться в международные стандарты, чтобы быть доступным всем народам мира, для которых, в случае удачного составления, может стать если не эталоном, не образцом, то примером, которому можно следовать.

III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

1. Вводная часть содержит положения, кратко характеризующие место документа и освещаемых в нем проблем в глобальных проблемах «устойчивого развития».

2. Характеристика региональных Камчатских проблем «устойчивого развития» содержит определение границ региона; описание состояния природных и социально-экономических систем; определение основных, экологических, социальных и экономических приоритетов; состояние систем управления социальным и экономическим развитием, охраной природы и использованием природных ресурсов; описание основных направлений формирования систем рационального природопользования, экономической и социальных сфер.

3. Раздел основных общественных целей «устойчивого развития» должен содержать не только характеристику главных целей, как конечных и промежуточных результатов развития, но и характеристику целей и действий по созданию методов достижения этих результатов.

4. Результаты «устойчивого развития» описываются в общем виде, поскольку попытка предвидения конкретных форм, как этих результатов по отдельности, так и стадии «устойчивого развития» - не может быть корректной.

5. Характеристики методов управления развитием общества для достижения этих результатов описываются с большей конкретностью. Разделяя методы на экономические, социальные, политические, идеологические, в том числе и пропагандистские, Документ должен давать представление о путях организации этих методов в систему, объединённую едиными новыми мировоззренческими, этическими, моральными позициями, характеристики которых должны быть изложены более подробно.

Подробное описание социальных, экономических, политических и других методов управления переходом общества в «устойчивое развитие» должно быть приведено в системе Приложений к Документу.

ХАРТИЯ ЗЕМЛИ КАМЧАТКИ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Люди Земли понимают и чувствуют, что наш общий дом Земля не безграничен: ее природные ресурсы могут быстро кончиться, а природная среда станет малопригодной для жизни.

Надеемся, что, осознав это, Люди заявят, что человечество в целом, - хотя кто больше, а кто меньше, - само ускоряет истощение жизненных сил Земли. И только человечество, население отдельных стран, каждый человек могут спасти общий дом от истощения, могут возродить Землю и себя для устойчивого экологического, экономического и социального развития на протяжении многих поколений. Никто, на своих, пока еще не нарушенных участках Земли, находясь в экономическом и социальном благополучии, не сможет спрятаться от решения общих для человечества проблем.

Надеемся, что сообща Люди утвердят основные принципы и правила своих действий и свяжут себя важными для всех обязательствами, направленными на общее благополучие. Уверены, что люди каждого региона будут действовать ради спасения и своего, регионального, и общего дома.

Мы, Люди Камчатки, под которой мы понимаем и прилегающие к ней моря, живем в прекрасном крае. Природа создала, здесь неповторимые сочетания красот и богатств. Тундры и горы, вулканы и лавовые пустыни, гейзеры и фумаролы, глубочайшие снега и горячие источники, многочисленные реки и озера, богатейшие зверем и рыбой леса и воды. Камчатка с прилегающими морями - это слабо нарушенный, «дикий», естественный природный комплекс с редкой для Мирового океана биопродуктивностью морских экосистем. Она играет существенную роль в продовольственном балансе России и всего человечества. Она имеет большое значение как очаг стабилизации биосферы на севере Тихого океана.

Но мы еще не умеем пользоваться богатейшей природой Камчатки так, чтобы сохранять способность ее природы к самовосстановлению. Мы еще не умеем создать экономически эффективное хозяйство и справедливо устроенную жизнь. Мы еще не умеем рационально использовать природу Камчатки сами и с высокой экологической, экономической и социальной эффективностью сделать ее красоты и ресурсы достоянием человечества.

ПРИНЦИПЫ

Важнейшими принципами дальнейшего, устойчивого развития Камчатки мы считаем следующие:

1. Уважать Землю Камчатки и все воды ее, и все живое, и не живое на ней.

2. Заботиться о живом на Камчатке, о сохранении его разнообразия и естественных форм.

3. Сохранить экономический приоритет возобновляемых биологических ресурсов Камчатки и прилегающих морей на основе охраны, восстановления и рационального использования природных экологических систем.

4. Обеспечить свободу, благосостояние, правосудие, мир, достаточность природных богатств и изобилие красоты Земной для нынешних и будущих поколений населения Камчатки, России, Земли.

5. Установить, что Человек имеет не только права, в том числе право свободно и счастливо жить на Камчатке и пользоваться ее Природой, но и обязательство сохранять Природу Камчатки, как нашего регионального дома, и как часть общего дома всех Землян.

ПРОБЛЕМЫ

Мы видим и понимаем, что для соблюдения установленных нами принципов нужно решить многие проблемы не только на Камчатке, но и за ее пределами. Вот важнейшие из них.

1. Изжить стремление государств и предпринимателей вести нерациональную хозяйственную деятельность на чужих землях, в чужих морях и международных водах только потому, что это чужие земли, моря и воды. Разработать и эффективно применять международные механизмы регулирования хозяйственной деятельности в природных системах, разделенных государственными границами. Природа едина и развивается по своим законам, не знающим таких границ.

2. Обеспечить справедливое распределение прав и обязанностей по отношению к Людям и Природе между населением, властями Камчатки и властями России. Без такого распределения не будет ответственности ни за Людей, ни за Общество, ни за Природу, ни за отношения между ними. А будет продолжение разрушительного Хаоса, из которого мы надеемся и хотим найти выход.

3. Создать условия для справедливого, свободного и ответственного развития Людей и Общества. Социально-экономические системы не справедливые к Людям, не будут справедливы и к Природе. И Человек, угнетенный социально-экономическими условиями, не будет к Природе справедлив.

4. В равной степени неукоснительно обучать и воспитывать Людей и должностных лиц в бережении к Природе. И тех, кто имеет больше возможности навредить Природе, то есть, имеет власть, богатство, ресурсы, доступ к управлению техническими и технологическими процессами, - необходимо больше обучать и воспитывать. Они должны нести большую ответственность за свои несправедливые действия к Природе и Людям.

Наши действия в сферах экологии, экономики, социального развития

1. Обеспечить охрану и восстановление естественного состояния экологических систем Камчатки и прилегающих морей.

2. Обеспечить использование живых и неживых, возобновимых и невозобновимых природных ресурсов только методами, способами, технологиями, не разрушающими природные системы, а природосберегающими, сохраняющими их способность к самовосстановлению.

3. Осваивать природные ресурсы и развивать экономику и расселение на основе экологически и социально-экономически научно-обоснованных региональных отраслевых и межотраслевых программ, комплексно учитывающих производственные и антропогенные воздействия на Природу и Общество. Не допускать строительство объектов, не прошедших нормативных проектных процедур.

4. Сохранять биоразнообразие экологических систем Камчатки; охранять уникальные и эталонные природные комплексы; обращаться со всем живым без жестокости и бездумного уничтожения и разрушения.

5. Населению и органам власти и управления Камчатки обеспечивать рациональную охрану природы и пользование природными ресурсами Камчатки и прилегающих морей в пределах экономической зоны и шельфа, с целью сохранения в естественном состоянии природной среды и для экономического и социального блага Камчатки и России, и для использования жителями Земли. Основой этих действий должны быть необходимые по объему полномочия, предоставленные Камчатке властями Российской Федерации и поддержанные мировым сообществом.

6. Развивать экономику, гарантирующую населению свободу, занятость, благосостояние и обеспечивающую социальную справедливость. Это дно из главных условий сохранения Природы.

7. Сохранить природную среду в районах проживания народов Севера и предоставить им эти территории, как естественную среду обитания и ресурсную основу жизнедеятельности. Обеспечить этим народам возможность повышения благосостояния, социального развития, приобщения к достижениям научно-технического прогресса.

8. Обеспечить населению России и Земли возможность использования, в экологически обоснованных пределах, богатейших природно-эстетических, туристических, оздоровительных ресурсов Камчатки.

9. Обеспечить научные исследования экосистем, структуры и процессов всех явлений живой и неживой Природы, социально-экономического развития, технологий, конструкций и материалов. Это - важнейшее условие культурного, рационального, эффективного развития экономики, социальной жизни, сохранения природной среды.

10. Обеспечить развитие народа Камчатки в российском и мировом информационном и культурном поле, в общении и обмене культурными ценностями, знаниями и умением бережного, уважительного отношения к Природе и Людям.

Настоящая Хартия, принятая всем населением и властями Камчатки, подтвержденная властями России и одобренная мировым сообществом, станет основой для правовых и экономических механизмов, дополняющих и развивающих заложенные в них идеи и обеспечивающих ее реализацию.

ЛИТЕРАТУРА

Варианты Хартии Земли, предложенные Советом Земли (1996); Секретариатом Совета Земли; Российским национальным комитетом по подготовке Декларации Земли; Советом Земли (1997) Пьером Каланом, членом Комиссии по Декларации (1997); Российской рабочей группой (1997); Комиссией по Декларации (1997); Организацией Зеленый крест (1997); Форумом состояния планеты; Союзом религий и сохранения, Международной консультативной организацией по религии, образованию и культуре (1997) // Зеленый Мир. 1997. № 2.

Декларация Земли. Хартия Земли. 29.03.2000 г. // Фонд КФ ТИГ ДВО РАН. 8 с.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая Генеральной конференцией на семнадцатой сессии ЮНЕСКО, Париж, 16 ноября 1972 г. // Фонд КФ ТИГ ДВО РАН. 60 с.

Конвенция о сохранении биоразнообразия, утвержденная Ассамблеей ООН в 1992 г. // Фонд КФ ТИГ ДВО РАН.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1996г. № 440 // В Валянский С.Н., Калюжный Д.В. Третий путь цивилизации, или спасет ли Россия мир? М: Изд-во Эксмо. 2002. 480 с.

Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Демянко Ю.Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России // Пробл. формирования национальной стратегии. Владивосток: Дальнаука. 1997. 83 с.

Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации. // Фонд КФ ТИГ ДВО РАН. М.: Издание Государственной Думы. 2002. 196 с.

Программа действий. Повестка дня на 21 век. Публикация Центра «За наше общее будущее», Женева, Швейцария. 1993. 70 с.

Хартия Земли. М. 1997. 139 с.